понедельник, 12 апреля 2010 г.

Тициан Табидзе

2 апреля – 115 лет со дня рождения Тициана Юстиновича Табидзе (1895–1937), грузинского поэта, одного из лидеров грузинского символизма. В его творчестве выделяются стихотворения «А. Пушкину» (1937), цикл стихов «В Армении», поэмы «1918 год», «Рион-Порт». Творчество Тициана Табидзе вошло в русскую литературу в переводах А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Заболоцкого. Поэт погиб в 1937 году, став еще одной жертвой Большого террора; реабилитирован посмертно.

 Не я пишу стихи...
Под ливнем лепестков родился я в апреле.
Дождями в дождь, белея, яблони цвели.
Как слёзы, лепестки дождями в дождь горели.
Как слёзы глаз моих – они мне издали.

В них знак, что я умру. Но если взоры чьи-то
Случайно нападут на строчек этих след,
Замолвят без меня они в мою защиту,
А будет то поэт – так подтвердит поэт:

Да, скажет, был у нас такой несчастный малый
С орпирских берегов – большой оригинал.
Он припасал стихи, как сухари и сало,
И их, как провиант, с собой в дорогу брал.

И до того он был до самой смерти мучим
Красой грузинской речи и грузинским днём,
Что верностью обоим, самым лучшим,
Заграждена дорога к счастью в нём.

Не я пишу стихи. Они, как повесть, пишут
Меня, и жизни ход сопровождает их.
Что стих? Обвал снегов. Дохнёт – и с места сдышит,
И заживо схоронит. Вот что стих.
1927
(перевод с грузинского Б. Л. Пастернака)


Булат Окуджава
Размышления возле дома, где жил Тициан Табидзе
Берегите нас, поэтов. Берегите нас. 
Остаются век, полвека, год, неделя, час, 
три минуты, две минуты, вовсе ничего... 
Берегите нас. И чтобы все — за одного.

Берегите нас с грехами, с радостью и без. 
Где-то, юный и прекрасный, ходит наш Дантес. 
Он минувшие проклятья не успел забыть, 
но велит ему призванье пулю в ствол забить.

Где-то плачет наш Мартынов, поминает кровь. 
Он уже убил надежды, он не хочет вновь. 
Но судьба его такая, и свинец отлит, 
и двадцатое столетье так ему велит.

Берегите нас, поэтов, от дурацких рук,
от поспешных приговоров, от слепых подруг.
Берегите нас, покуда можно уберечь.
Только так не берегите, чтоб костьми нам лечь.

Только так не берегите, как борзых — псари!
Только так не берегите, как псарей — цари! 
Будут вам стихи и песни, и еще не раз... 
Только вы нас берегите. Берегите нас.
1960–1961


Комментариев нет:

Поиск в блоге